Культура

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Три часа супергеройской эстетики от российской студии

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Фильм «Майор Гром: Игра» — продолжение истории петербургского полицейского Игоря Грома, сошедшего на экраны со страниц комиксов российского издательства Bubble. В национальный прокат фильм выйдет 23 мая. Возможность увидеть самую ожидаемую новинку за месяц до ее официальной премьеры получили зрители Московского международного кинофестиваля. Блокбастер показали на закрытии 46-го ММКФ, а за несколько часов до церемонии «Игру» отдали на суд критиков и журналистов. «Известия» посмотрели новый фильм и попытались разобраться, сработала ли попытка создателей максимально удивить своих фанатов, и не только их.

Разрешите представиться

«Игра» — это третий фильм из киновселенной о майоре Игоре Громе, но второй, если смотреть на франшизу в хронологическом порядке. Первая полнометражная часть «Чумной Доктор» о полицейском-супергерое из Санкт-Петербурга вышла в кинотеатрах в 2021 году. Ожидания были большие: «Майор Гром» — многотомный комикс с хорошей драматической составляющей, отличными иллюстрациями и большой фанатской базой. Bubble, а именно основатель издательства Артем Габрелянов и главный редактор Роман Котков, по опыту коллег из Marvel изначально планировал адаптировать в кино собственные комиксы. Так родилось подразделение Bubble Studios.

До выхода первой полнометражной экранизации создатели прощупывали почву: в 2017 году вышла короткометражка, где майор Гром с непробивным характером и лицом Александра Горбатова пытается задержать ограбившую банк банду в масках хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Первая трансляция не выдержала наплыва зрителей и «уронила» сайт, где состоялась премьера. Сам мини-фильм режиссера Владимира Беседина в целом получил хорошие отзывы и дал зеленый свет работе над полным метром.

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра»

1 апреля 2021 года та же сцена преследования грабителей в масках представила майора Грома уже кинотеатральной публике: разлетающиеся по узким петербургским улочкам купюры, безумный смех грабителя по прозвищу Псих (немного пророческое камео Никиты Кологривого) и раскуроченный асфальт на Дворцовой площади. Полнометражный «Майор Гром» сменил лицо: вместо Александра Горбатова — малоизвестный на тот момент Тихон Жизневский. Кресло постановщика занял Олег Трофим, до этого работавший над фильмом «Лед».

В фильме также снялись начинающие актеры Александр Сетейкин и Сергей Горошко. Из больших звезд в проекте были только Алексей Маклаков и Любовь Аксенова. Эта же команда дошла и до нового фильма.

Первая часть рассказывала о противостоянии Игоря Грома незнакомцу в костюме чумного доктора, который убивал людей исходя из собственных извращенных понятий справедливости. «Чумной доктор» собрал в кинотеатрах чуть больше 300 млн рублей, то есть провалился в прокате.

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра»

Кто-то винил во всем неудачный маркетинг, кто-то увидел в картине пропаганду (непонятно только, чего именно), кто-то — последствия ограничений из-за пандемии и более сильные релизы, которые шли параллельно в кино. Положение «Грома» спас купивший права на показ Netflix. Лента за сутки возглавила мировой рейтинг на стриминговом сервисе и попала в топ-10 по популярности в 65 странах среди неанглоязычных полных метров. Вероятно, оценив все риски, Bubble решил сбавить обороты: второй фильм о майоре Громе — приквел «Трудное детство» о юных годах героя — вышел в начале 2023 года сразу в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск». Без проката.

Третий фильм с подзаголовком «Игра» вновь вернул майора Грома на экраны кинотеатров. По мнению продюсера фильма Михаила Китаева, премьера на Московском кинофестивале проложит путь картине на международный рынок — вероятно, азиатский. Экранизацию «Игры» поклонники ждали больше всего, поскольку одноименный том — самая драматичная и даже трагичная часть во всей истории об Игоре Громе. Длинная очередь журналистов и полный первый зал киноцентра «Октябрь» (более 1500 мест) на пресс-показе стали лишним тому подтверждением.

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра»

События «Игры» происходят спустя год после победы майора Грома над Чумным Доктором. Полицейский-супергерой сталкивается с последствиями собственной популярности и накатывающим экзистенциальным кризисом. Ждать, что авторы постранично экранизировали том «Игры», не стоит. Ставка создателей — удивлять, так по крайней мере они неоднократно заявляли.

Долгая дорога в «Громе»

Но удивили они в первую очередь хронометражем. Новый фильм идет 2 часа 40 минут. Зрители действительно получат зрелищный блокбастер со сложно-постановочными драками — чего только стоит одна открывающая сцена рукопашной бойни в «Крестах», — но в какой-то момент безнадежно запутаются в сюжетных линиях героев, которых в третьей части стало значительно больше. В качестве новичков в актерском составе Ольга Сутулова и Матвей Лыков.

Профессиональным зрителям запретили разглашать подробности сюжета, но в этом и нет необходимости. Всё равно разобраться в нем смогут только самые верные фанаты комиксов о Громе. Та же проблема была у многих голливудских блокбастеров по комиксам: очень высокий порог вхождения для непосвященных.

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра»

Из-за этого многие экранизации проваливались, и «Марвел» в итоге выбрал более-менее компромиссный рецепт. Сначала «индивидуальные» фильмы, а то и несколько, знакомили нас с одним супергероем, потом были другие фильмы — про других сверхлюдей. А затем их всех собирали в команду с расчетом на то, что публика уже более-менее в курсе. Но в последние годы и эта тактика стала давать сбой, о чем свидетельствуют низкие сборы новых частей «Мстителей» и DC.

От российских авторов, пожалуй, ждали не столько переноса американского опыта на нашу почву, сколько какого-то нового пути с учетом всех ошибок заокеанских коллег. В кулуарах ММКФ после показа публика сетовала на то, что новый «Гром» перегружен персонажами, сюжетными линиями, диалогами и другими подробностями, так что зритель, который должен был бы отдыхать, за три часа только устает от просмотра. И даже зрелищный экшен не помогает.

Вечерний Гром: экшен по комиксам закрывает Московский кинофестиваль

Кадр из фильма «Майор Гром: Игра»

Возможно, всё это было бы оправдано, говорят критики, если бы за всем этим сквозил бы некий сверхсмысл. Например, Танос в «Мстителях» — олицетворение платоновской мысли о примате всеобщего блага над жизнями конкретных людей, этот злодей — философ, который хочет изменить жизнь к лучшему, и среди всей мешанины событий «Мстителей» эта мысль прорывается мощным интеллектуальным потоком.

Непонятно, кто в облегающем трико летит в небе, — можно спокойно предаваться размышлениям о власти, целесообразности, добре и зле. А потом снова смотреть на драки. «Гром» никакой проблемы не предлагает, никаких горизонтов не открывает. Что не отменяет простого факта: в российском кино такого зрелищного экшена очень и очень мало, так что «Гром» при всех своих минусах к просмотру обязателен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите ответ: *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Для комфортной работы сайта, мы используем файлы cookie!
OK
Политика конфиденциальности