Культура

Британский шлак: Black Grape очищают организм, Ли Перри восстает из могилы

Лучшие музыкальные альбомы февраля

Британский шлак: Black Grape очищают организм, Ли Перри восстает из могилы

В феврале новыми работами порадовали поклонников и молодые, и заслуженные, и даже вовсе умершие уже звезды разных направлений поп-музыки. Самые интересные альбомы ушедшего месяца, которые вы почему-то могли забыть послушать, — в традиционном обзоре «Известий».

Black Grape

Orange Head

Заслуженный гопник Соединенного Королевства и лучший из блудных сынов Манчестера Шон Райдер продолжает биться с ханжеством и лицемерием дорогих земляков. Ланселот из этого грузного (хотя и заметно похудевшего с тех пор, как «завязал» с алкоголем и прочими, менее законными субстанциями) мордоворота в спортивном костюме, конечно, еще тот — пожалуй, на ум приходит что-то вроде невероятного гибрида Чеширского кота с Безумным шляпником. Легендарная первая группа Райдера, основанные вместе с уже покойным младшим братом Полом Happy Mondays, похоже, окончательно ушли в историю, но проект Black Grape внезапно рематериализовался несколько лет назад после длительного отсутствия. Перед нами — их четвертый альбом.

И, надо сказать прямо, по качеству материала, общей бодрости и хулиганскому задору вполне сравнимый с абсолютно гениальным дебютом, вышедшим уже почти три десятка лет назад. При том, что 62-летний Райдер, как не без ехидства замечают британские журналисты, «последнее время работает Шоном Райдером — в любой телепрограмме, которая готова ему немного заплатить», ни он, ни его партнер по Black Grape, рэпер со смешным прозвищем Кермит (Пол Леверидж), явно не потеряли ни молодежного задора, ни умения сочинять цепкие, танцевальные, ехидные песни на различные волнующие современный мир темы — от жадности бывших супруг до вредности нынешних.

Lee «Scratch» Perry

King Perry

Один из величайших реггей-музыкантов всех времен, продюсер, автор и певец Ли «Скрэтч» Перри умер еще в августе 2021 года, но оставленное патриархом наследие столь велико, что записи продолжают выходить и поныне. Впрочем, наследники Перри (и в материальном, и в духовном смысле) явно решили не злоупотреблять эксплуатацией «мертвого льва» — этот альбом официально станет последним. Он составлен из черновых записей голоса Перри, наложенных на сделанные уже совсем другими людьми инструментальные треки, нередко выходящие за привычные мэтру даб и рутс-реггей, что дало пуристам повод поворчать на тему «хотел ли усопший герой действительно экспериментировать с драм-н-басом, синтуэйвом и другими субжанрами.

На подобные инвективы, однако, можно ответить, что Перри до самого конца не терял интереса к новинкам, а уж его вклад в такие стили, как амбиент, джангл и трип-хоп, трудно переоценить. Один из самых изобретательных продюсеров не только в своем поле, но в целом в популярной музыке, он придумал столько ловких и необычных ходов, что и сегодня они используются его коллегами в самых разных жанрах. Единственное, в чем, пожалуй, можно согласиться с «недовольными» — голос самого Ли слишком «утоплен» в миксе, акцентирующем внимание слушателя на приглашенных вокалистах (среди которых Трики, Марта Злаковска и всё тот же неутомимый хулиган Шон Райдер).

Curses

Next Wave Acid Punx DEUX — Secret Cuts

Давно обосновавшийся в Берлине уроженец Нью-Йорка с итальянским именем Лука Венециа может, в принципе, сам по себе служить живым символом глобальной культуры XXI столетия. Как и курируемые им сборники (этот, строго говоря, третий, хотя и позиционируется как «продолжение» вышедшего в прошлом году второго) минималистичной, мрачной, но в обязательном порядке годной для танцев электроники со всех концов света.

Если предыдущие выпуски серии включали в себя, кроме андерграундных героев текущего момента записи легенд «темной» электроники, вроде Cabaret Voltaire, Nitzer Ebb, Borghesia и Front 242, то в этом собраны совсем уж экзотические и малоизвестные персонажи, включая, собственно, и самого Луку под псевдонимом Curses. Собственно, это название и вынесено по справедливости в качестве автора сборника, поскольку к каким-то трекам Венециа приложил руку в качестве ремиксера, к каким-то в качестве продюсера, да и в целом, несмотря на калейдоскоп стилей (от старомодного ЕВМ до итало-хауса в духе дискотек начала 90-х), пластинка слушается как цельный альбом одного артиста. Хотя, зная склонность куратора к анонимности и разнообразным мистификациям, вовсе исключить, что за всеми этими загадочными Chrome Corps, Ghost Cop и Nuovo Тestamento стоит все тот же Лука, никак нельзя.

Chris Norman

Junction 55

Бывший вокалист Smokie, самой, наверное, популярной в СССР западной рок-группы, на родине в Англии давно отошел в область музыкальных преданий — многие соотечественики, возможно, вообще удивятся, узнав, что он всё еще жив и даже творчески активен. Зато в Германии и в России любовь к этому хриплому красавцу (несколько, впрочем, обрюзгшему на восьмом десятке) на спад не идет — он с завидной регулярность выпускает новые альбомы и гастролирует. К нам, правда, давно по каким-то причинам лично не наведывался, но пластинки доходят столь же исправно, как и во времена железного занавеса, когда Living Next Door To Alice и I’ll Meet You At Midnight звучали, кажется, из каждого второго советского окна.

На 22-м сольном альбоме Норман вновь объединил усилия с соавторами «золотого» периода — британским композитором и продюсером Майком Чепменом и барабанщиком Smokie Питом Спенсером. Не обошлось, естественно, и без постоянного гитариста и соавтора Нормана последних 30 лет Джеффа Карлайна. Результат — дюжина почти идеальных поп-роковых композиций, каких сегодня почти не делают то ли из-за капризов моды, то ли просто из-за утери тайного знания их производства. Финальная песня Battle Of the Sexes была написана Норманом и Карлайном еще пять лет назад для записи дуэтом с Бонни Тайлер, но британская дива предпочла спеть ее вместе с более статусным Родом Стюартом. Что ж, теперь мы получили возможность ознакомиться и с авторским вариантом этого «качающего» буги-боевика.

Аркадий Шилклопер

New Hornology

Джазовых валторнистов можно пересчитать (с запасом) на пальцах одной руки — такова уж сущность их диковинного, не очень «ловкого» инструмента, — но даже в этом элитарном клубе Аркадий Шилклопер стоит особняком. Его первый сольный альбом, вышедший в 1996 году Hornology, остается эталонным образцом неординарного подхода к джазу, а дуэт 1987 года с контрабасистом Михаилом Каретниковым («Движение») продолжает ошарашивать невообразимой техничностью и сложностью. В портфеле Шилклопера — и выдающиеся работы с пианистом Михаилом Альпериным, фольклорным музыкантом Сергеем Старостиным, джазовые трибьюты группе Yes… в общем говоря, он чувствует себя, как рыба в воде, в любой стилистике и едва ли не во всех жанрах современной музыки, от серьезной до не очень.

Новый альбом Шилклопера, как следует из названия, — продолжение той знаменитой сольной работы почти 30-летней давности. Музыка по-прежнему поражает яркостью и неожиданостью: Шилклопер с головокружительной быстротой переключается с основного инструмента на альпийский горн и кулохорн, используя не только духовые, но и электронику (для обработки сигнала), и собственный голосовой аппарат (в качестве перкуссии). А ритмическая сложность этих композиций заставит поломать голову, даже если ноги слушателя невольно сами пойдут в пляс, как на почти балканской Take Seven.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Напишите ответ: *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Для комфортной работы сайта, мы используем файлы cookie!
OK
Политика конфиденциальности