Культура

«Божественная из всех ангелов…»

«Божественная из всех ангелов…»

В ММТ «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Правительства г. Москвы состоялась долгожданная премьера оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй».

«Божественная из всех ангелов…»

Огромное спасибо режиссеру-постановщику, нар. арт. России, художественному руководителю театра Дмитрию Бертману за возрождение оперы в первоначальной ее редакции 1904 г, в той, в которой ее задумал сам итальянский композитор. Для постановки приглашен итальянский дирижер-постановщик Марко Боэми. Но даже он признается, что никогда не видел «Мадам Баттерфляй» в первой редакции. В Италии о ней знают, но мало кто помнит. Но Дмитрию Бертману и Марко Боэми все же удалось получить копию рукописи первоначальной редакции. И теперь мы в России в «Геликон-опера» впервые можем узнать первоначальный замысел композитора. И эта постановка вдвойне значима, так как именно в 2024 году  исполняется 100 лет со дня смерти Джакомо Пуччини и 120 лет со дня премьеры его шедевра «Мадам Баттерфляй». Восхищает вдумчивое и удивительно трепетное отношение Дмитрия Бертмана по реставрации данного произведения в первоначальном образе. Замечательно окаймляют этот труд декорации, реквизит, сценография, видеоряд спектакля. Удивительное чувствование времени,  стилистики в костюмах, в гриме персонажей, в постановке движений каждого персонажа на сцене, хореографии. Хочется отметить огромный вклад создателя сценографии спектакля и художника по костюмам – засл.раб.культуры России Ростислава Протасова и Аллы Шумейко. Фантастически выстроен свет спектакля – засл.деятель искусств России Дамир Исмагилов и видеопроекция спектакля – Александр  Андронов. Все это вкупе позволило буквально окунуться в сюжет оперы и раствориться в нем, сопереживать героям. Удивили многие находки, в том числе и технические, использованные в данном спектакле,  как, например,  свисающие гигантские крылья бабочки, задающие лейтмотив всего сюжета, символизирующие неокрепшую ранимую душу пятнадцатилетней девочки, родившейся в роскоши и не знавшей горести и печали, и в один миг потерявшей все это, и вынужденной оказаться на самом дне общества – гейшей. Ее образ прекрасной бабочки, которой все готовы любоваться, но никто не рассматривает ее всерьёз.

«Божественная из всех ангелов…»

В партии Мадам Баттерфляй солистка театра, лауреат международных конкурсов Валентина Правдина. Действительно, как и поет о ней Пинкертон (лауреат Премии Москвы Иван Гынгазов) «Божественная из всех ангелов». Валентина очень красивая, кроткая, нежная, ей, реально, любуешься и наслаждаешься ее блистательным вокалом, актерским мастерством вживания в образ своей героини. Какой трогательный и безумно красивый их любовный дуэт в конце первого действия.

«Божественная из всех ангелов…»

Иван в партии Пинкертона – американского лейтенанта — очень хорош, точное попадание в образ. Вокально спето все очень красиво и профессионально. Отрицательное обаяние Пинкертона заставляет ещё больше сострадать милой и нежной Мадам Баттерфляй, которую он просто использует в своей игре — в постановочной свадебной церемонии. Он заведомо знает, что японский брак в Америке ничего не значит. И его друг Шарплесс – консул (лауреат международных конкурсов Константин Бржинский) пытается его остановить от этой затеи. Но Пинкертон лишь похваляется, что именно он смог завладеть этим прекрасным цветком и теперь она его. Константин Бржинский великолепно и актерски и вокально смог передать все переживания своего персонажа. На его фоне Пинкертон предстает ещё большим негодяем и лицемером. Хочется также отметить нар.арт.России Ларису Костюк в партии Сузуки. Голос очень красивый, яркий, насыщенный. Какой трогательный, эмоционально мощный момент в опере во втором действии при возвращении Пинкертона в Японию через три года с новой женой, когда она бежит на встречу Чио-Чио-сан, дабы не дать ей выйти из спальни и не дать ей увидеть новую американскую жену Пинкертона. Она понимает, что это убьет ее.

«Божественная из всех ангелов…»

Хочется также отметить филигранную игру оркестра под руководством итальянского дирижёра Марко Боэми. Постоянные перепады от пиано к форте, от фортиссимо до пианиссимо. Динамика, агогика, задуманная Джакомо Пуччини  так красочно передается оркестром. Чувствуется колоссальная работа в подготовке к постановке этой грандиознейшей оперы.

«Божественная из всех ангелов…»

Поставленная Дмитрием Бертманом первая  редакция этой оперы показывает весь накал эмоциональных переживаний человека, отказавшегося от всего, даже от веры предков- Мадам Баттерфляй – японка- приняла христианство ещё до свадьбы — во имя призрачных мечтаний «Американский Бог поможет нам»   и горькое разочарование,  прах надежд и возвращение к своим истокам и вере через традиционную обрядовую смерть – харакири.

«Божественная из всех ангелов…»

Какая мощная сцена прощания  Мадам Баттерфляй с сыном  во втором действии и неизбежная ее смерть. Она соглашается ради будущего своего сына отдать его Пинкертону и умирает, видя всех своих  отвергнувших ее родственников, она представляет их, они смотрят на нее. Пластика каждого персонажа завораживает. Огромная благодарность хореографу – лауреату международных конкурсов Эдвальду Смирнову. Настолько все красиво, четко, синхронно. Здесь нет мелочей, все продумано и поэтому в зале нет ни одного равнодушного человека. Весь зал сопереживает бедной маленькой Мадам Баттерфляй и раскаявшемуся Пинкертону. Опера Джакомо Пуччини — это опера, конечно, о  большой любви, о предательстве и о столкновении религиозных культур.

«Божественная из всех ангелов…»

Как сказал режиссер: «Я смог поставить эту оперу благодаря тому, что у меня в театре великолепные голоса». И, действительно, в этой постановке мы услышали великолепное эмоционально прочувствованное и профессиональное пение солистов, хора, вокальных ансамблей.

«Божественная из всех ангелов…»

Я увидела оперу настолько ярко и выпукло благодаря режиссерскому замыслу. И смогла по-новому оценить этот шедевр итальянского композитора. Теперь у нас есть колоссальная возможность наслаждаться этой безумно красивой и трогательной постановкой в ММТ «Геликон-опера».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите ответ *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Для комфортной работы сайта, мы используем файлы cookie!
OK
Политика конфиденциальности